Лучшие бизнес статьи

Бизнес



    Жадность – это хорошо


    [img=left]http://www.business-investor.info/site_images/journal/photo/car/id00955.jpg&300[/img]
    Жадность – это хорошо
    Вложения в недвижимость – наиболее любимый украинцами пассивный способ получения дополнительного дохода. Однако гораздо выгоднее вкладывать деньги в маленькие, но свои бизнесы. Первопроходцы утверждают: автомобиль, сданный в аренду службе такси, принесет почти 50 % и окупится через 2 года, небольшая закусочная – через 1,5 года, а обычная «точка», торгующая горячими слоечками, – через 3 месяца. Источник: www.dengi-ua.com

    Сдаем квартиру
    Проще всего влиться в ряды рантье, сдавая в наем недвижимость. Разумеется, на долгий срок, потому что посуточная сдача квартир – это бизнес, требующий постоянного внимания. Длительная аренда хоть и приносит гораздо меньший доход, но и усилий требует меньше.

    Для того чтобы войти в этот бизнес, необходимо иметь по крайней мере одну квартиру.

    Самое дешевое жилье в спальном районе столицы обойдется минимум в $50 тыс. (за однокомнатную квартиру). Косметический ремонт будет стоить не менее $1500. Базовый набор мебели и техники – шкаф, диван, кухонный комплект, холодильник – также потянут на $1500-2000. Таким образом, сдавая отремонтированную квартиру в аренду, скажем, за $400 в месяц, за год удастся «отбить» лишь ремонт и мебель. Вложения в покупку квартиры окупятся более чем через 11 лет.

    Вообще-то, квартировладельцы предпочитают, чтоб их недвижимость начинала приносить прибыль через 10 лет. Сегодня в Киеве за $300 в месяц невозможно найти даже гостинку без ремонта. По данным риелторов, самые дешевые однокомнатные и двухкомнатные квартиры можно снять в Деснянском районе за $350 и $450 в месяц соответственно. Дорого арендовать жилье на Печерске: за «единичку» придется выложить примерно $700 в месяц, за «двушку» – более $1000.

    Другие крупные города также «радуют» расценками. Например, в Днепропетровске аренда однокомнатной квартиры стоит от $200 в месяц, в Донецке и Одессе – от $150, в Харькове и Львове – от $100. Однако найти однокомнатное жилье не так уж и просто, поскольку оно пользуется наибольшим спросом. Кроме того, эксперты прогнозируют повышение арендных ставок примерно на $30-$50 в связи с ростом цен на жилищно-коммунальные услуги.

    Более выгодно сдавать жилье под офис. В среднем по Украине 1 кв. м такого офиса обойдется арендатору от $10 до $40. То есть 50 кв. м квартирно-офисных площадей принесут арендодателю минимум $500 в месяц, а скорее всего – $1500. Однако не стоит забывать, что сдавать квартиру под офис гораздо сложнее. В частности, ее надо перевести в нежилой фонд, что обойдется минимум в $1000, а процесс перевода может затянуться более чем на 5 месяцев. Кроме того, статья ежемесячных расходов собственника квартиры будет включать подоходный налог (13 %). Зато доход за год составит минимум $6000, из которых владельцу жилья останется около $4000. При более высоких арендных ставках доход увеличивается пропорционально (при $40 за 1 кв. м он составит без малого $20 тыс. в год).

    Сдаем машину
    Весьма доходный ныне вид бизнеса – сдача автомобиля напрокат. Возможна и долгосрочная аренда (машина сдается одному или двум водителям на неопределенный срок – например, для работы в такси), и краткосрочная (хозяин «одалживает» машину желающим на один или несколько дней). Самый простой и распространенный вид этого бизнеса – сдача «четырехколесного друга» в долгосрочную аренду таксистам. Краткосрочная аренда, как и в случае с недвижимостью, гораздо более хлопотна.

    Сколько же приносит одна машина? Новый «Ланос» стоит около 50 тыс. грн. Оформление, налоги, техосмотр, номера, доверенности – еще примерно 5 тыс. грн. Плюс страховки (желательно оформлять два полиса: система «Каско» и страхование риска финансовой ответственности перед третьими лицами) – еще 3 тыс. грн. Плюс 1 тыс. грн за «вход» в ту или иную сеть таксомоторов: владелец машины получит позывной, рацию, шашечки. В некоторых сетях требуют еще и обклеить машину фирменной символикой (как правило, эта услуга предоставляется бесплатно). Итого – около 60 тыс. грн.

    Автомобиль – существо хрупкое и ранимое. Поэтому в процессе эксплуатации на него тоже придется тратить деньги. Хозяин, как правило, из своего кармана оплачивает расходы на капитальный и текущий ремонты. Капитальный проводится раз в два года (стоимость – от 3 тыс. грн), текущий – в зависимости от ситуации (в среднем на это уходит 5 тыс. грн в год). Практика показывает, что при активной (то есть ежедневной, по 10-20 часов в сутки) эксплуатации автомобиля потребность в ремонте возникает чуть ли не ежемесячно... Нередко хозяева выдвигают условие: пробег машины – не больше 300 км в сутки. Это делается для того, чтобы авто не очень быстро «гробилось», а у арендатора не было соблазна регулярно ездить на тещину дачу за овощами и фруктами.

    Кроме того, хозяину машины придется оплачивать так называемые эксплуатационные расходы: покупка и установка зимних шин, наладка газобаллонной установки, техосмотры и так далее. На это придется потратить еще минимум 2 тыс. грн в год.

    Важный пункт риска – ДТП. Если автомобиль, работающий как такси, застрахован по системе «Каско» (то есть все включено), то страховая компания возмещает убытки независимо от того, кто является виновником аварии (кроме происшествий, возникших по вине пьяного водителя застрахованной машины). В этом случае владелец получит деньги на ремонт в полном (или почти полном) объеме. Однако он все равно окажется «в минусе» – машина минимум несколько дней будет в ремонте и за это время денег не «привезет».

    Сложнее, когда страховка не оформлена. Здесь, как правило, действует договоренность: если виновен водитель такси, за ремонт и простой платит он, если виновен «чужой» водитель, все расходы ложатся на хозяина (которому и придется «решать вопросы» с нарушителем). Однако подобные схемы ныне редкость: как правило, машины застрахованы.

    Теперь о доходах. В среднем арендная плата за день пробега составляет 100-120 грн (в зависимости от возраста машины и требований хозяина). За неделю работы набирается 700-840 грн (если нет выходных дней) или 600-720 грн (если хозяин разрешает «своим» шоферам один день не работать).

    Водитель самостоятельно платит комиссионные службе такси (администрация сети берет деньги за аренду рации – около 50 грн в неделю, а также 10-15 % от переданных заказов – от 10 грн до 300 грн в неделю). Он же оплачивает бензин и масло, всевозможные штрафы (в некоторых таксопарках их начисляют даже за мелкие провинности).

    Подведем предварительные итоги. Средний ежемесячный доход хозяина авто – от 2 до 3 тыс. грн (размер суммы, напомним, зависит от того, насколько интенсивно эксплуатировалась машина, не простаивала ли она из-за ДТП или ремонта). То есть средний доход составляет 24-36 тыс. грн в год. Теперь подсчитаем затраты: ремонт (5 тыс. грн), эксплуатационные расходы (2 тыс. грн), «капиталка» (в среднем 1,5 тыс. грн в год), итого 8,5 тыс. грн. Чистая прибыль получится от 15,5 тыс. грн до 27,5 тыс. грн в год. Иначе говоря, машину удается «отбить» чуть больше, чем за два года. Следующие три-четыре года она будет работать в прибыль. А потом авто лучше продать (если удастся найти покупателя), потому что оно будет слишком часто ломаться.

    Если у владельца не одна машина, а несколько, прибыль с каждой из них будет примерно такой же. Потому что ни на «оптовой» аренде раций, ни на чем-то другом сэкономить не удастся. Но есть и хорошая новость: мелкие арендодатели (которые сдают до пяти машин) налогов, как правило, не платят. Они попросту не регистрируют этот вид деятельности как бизнес. При этом опасность того, что на владельца могут «стукануть» из службы такси минимальна: в «интимные» взаимоотношения владельца машины, водителя и налоговой вмешиваться не принято. А в службе такси могут и вовсе не знать, кому именно принадлежит автомобиль.

    Крупные арендодатели, которые держат целые таксопарки, регистрируются как предприниматели и работают на едином налоге. Они платят 200 грн в месяц (2400 грн в год). Но их деятельность не совсем похожа на спокойное существование рантье.

    Главный риск в этом виде бизнеса связан не с машинами, а с людьми: сложно найти нормальных водителей. Ведь желающих работать в такси не так уж и много. Водитель вынужден крутиться как белка в колесе, отрабатывая в день не менее 10 заказов на общую сумму хотя бы 350 грн. Из этих денег минимум 100 грн он отдаст хозяину, 100 грн заплатит за топливо, еще 50 грн – комиссионные таксопарку за полученные заказы и 7-10 грн – за аренду рации. То есть суточный заработок – около 100 грн. Работая через сутки, можно получить 1500 грн в месяц – не так уж и много.

    Поэтому многие хозяева авто становятся жертвами непорядочных водителей. «Оформляешь на человека машину, а он... исчезает, – жалуется Андрей Глушко, владелец четырех авто, которые «бегают» под маркой «Радио-такси». – Или появляется через месяц и говорит, что денег нет. Или платит исправно, а потом уходит в запой. Или самое ужасное: «устраивает» ДТП, разбивает машину – и хозяина, и чужую, а платить отказывается. Даже если какому-то счастливчику и удается найти порядочного водителя, еще не факт, что эксплуатировать машину он будет правильно и с пониманием».

    Покупаем франшизу
    Еще один способ стать рантье, то есть приобрести дополнительный источник дохода, – купить франшизу и передать построенный на ее основе бизнес в управление наемному менеджеру. В отличие от аренды, свое предприятие, хоть и купленное «в магазине готовой одежды», а не созданное самостоятельно, требует постоянного внимания, затрат времени и сил.

    И тем не менее, франчайзинг – удобный для новичка способ начать свой бизнес. По сути, по этой схеме за «умеренную плату» получаешь продуманную и проверенную программу действий. Не надо самостоятельно придумывать маркетинговые схемы, заботиться о рекламе и завоевании своего места на рынке. «Патрон» – франчайзер – может помочь не только с этим, но и с доступом к кредитным ресурсам (как товарным, так и денежным). По статистике, из всех вновь образованных в мире фирм 85 % прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме, – лишь 14 %.

    Однако есть у франчайзинга и недостатки. Контроль со стороны франчайзера уменьшает самостоятельность в принятии решений покупателя франшизы (франчайзи). «Патрону» полагается постоянная выплата роялти, что может быть накладно на первых порах, пока бизнес еще не поднялся на ноги. А если вдруг франчайзер решает продать свой бизнес, это обязательно отразится на его франчайзи. Но самым важным, как, впрочем, и для любого другого бизнеса, связанного с торговлей, является соблюдение правила «3P»: place, place and place (место, место и еще раз место). Если место для магазина или фаст-фуда выбрано неудачно, плакали все вложения.

    «Работа во франчайзинге требует соблюдения определенных правил, причем каждая компания-продавец бизнеса выдвигает свои требования, – рассказывает Сергей Гировец, менеджер проектов Ассоциации франчайзинга Украины. – Например, одни продают франшизу при условии, что помещение должно быть расположено на первом этаже в центре города, иметь определенные размеры, цветовую гамму, интерьер, сотрудники должны быть одеты в форму. А для других компаний может быть достаточно лишь вывески».

    По заверениям Сергея Гировца, средний срок окупаемости любой франшизы – год-два. А вот цена вхождения на этот рынок разная. В некоторых случаях, чтобы купить франшизу, нужно заплатить не менее $500 тыс. – все зависит от «солидности» бизнеса. «При этом в стоимость франшизы не входят затраты на покупку или аренду помещения и выполнение там ремонтных работ», – подчеркивает г-н Гировец.

    Но не обязательно платить так много. Например, за франшизу на выпечку и продажу слоеных пирожков «Форнетти» придется заплатить всего $1000 (не считая расходов на покупку или аренду, а также оформление помещения, приобретение весов и морозильной камеры, зарплату для продавцов и расходные материалы), а за франшизу для фаст-фуда – свыше $50 тыс.

    В случае с «Форнетти», если место выбрано удачно и горячие слоечки идут «на ура», полностью окупить все свои вложения можно за 2,4-5,3 месяца. А вот франшиза сети фаст-фудов «Wokie Dokie» обойдется в $110 тыс. и окупится через 1,5 года (планируемая ежемесячная прибыль $9 тыс., предполагаемые среднемесячные обороты составят $42 тыс., предполагаемые среднемесячные затраты – $33 тыс.).

    Как правило, франшиза на торговлю одеждой более доступна, чем на ресторан быстрого питания. В этом случае придется заплатить минимум $15-20 тыс. Г-н Гировец отмечает, что торговля одеждой, в частности джинсами, является наиболее популярным видом франчайзинга.

    А вот покупка франшизы на нечто «технически сложное», например, СТО, не слишком распространена. Войти в этот бизнес можно не менее чем за $160 тыс. «Об этом очень мало информации на рынке, поэтому можно предположить, что франшизами на СТО торгуют немногие», – поясняют в Ассоциации франчайзинга.

    Входим в долю
    Доходность покупки доли в готовом бизнесе оценить трудно, так как готовых схем нет, и все очень зависит от того, в какую сферу бизнеса вкладываются деньги и какие договоренности существуют между участниками. Вообще-то в украинских условиях покупка доли, меньшей, чем контрольная, – в акционерной компании или «ЛТДшке» – крайне рискованное вложение денег. «Если бизнес прибыльный, то никто не захочет им делиться. А если неприбыльный, то зачем вкладывать в него деньги?» – недоумевают некоторые юристы.

    Так что, все известные примеры успешного инвестирования в чужие бизнес-проекты, как правило, связаны с уступкой доли, близкой к контрольной. Пожалуй, самый яркий пример – ситуация с одним из предприятий, владеющим рекламными щитами в Киеве. 50-процентное участие в этом бизнесе обошлось в $20 тыс., плюс ежемесячные затраты на зарплату бухгалтеру и менеджеру по продажам рекламы – около $1 тыс. Окупились вложения за 4 месяца.

    «При инвестировании в уже существующее предприятие – ООО или ОАО – доход будет зависеть в основном от доли, – объясняет старший юрист проекта МФК «Корпоративное развитие в Украине» Владислава Рябота. – Дело в том, что решения о выплате дивидендов или реинвестировании прибыли принимаются на общем собрании акционеров или участников ООО. И с долей, меньшей 20 %, надо быть готовым к тому, что это вложение долго не принесет прибыли, потому что общее собрание из года в год может принимать решение не выплачивать дивиденды».

    Самым большим риском участия в «ЛТДшке», кроме возможного неполучения дивидендов, является возможность исключения участника из общества его «коллегами». «Если участник ведет себя пассивно, то есть не принимает участия в управлении, то его могут исключить из общества. ООО потому и считается рискованным бизнесом», – отмечает г-жа Рябота. Из акционерного общества, конечно же, никто исключить не сможет, но в этом случае необходимо быть готовым к тому, что с интересами миноритария никто не захочет считаться. Юристы предостерегают, что в законодательстве существует очень много пробелов, которые трактуются не в пользу миноритарного акционера.

    Есть еще один риск: входя в действующий бизнес, можно не вписаться в существующую корпоративную культуру. «Например, остальные участники привыкли вести бизнес «по-черному». А ты – человек честный и хочешь вести бизнес «по-белому». В этом случае явно не удастся сработаться», – отмечает один из юристов. К тому же работа «по-черному» резко уменьшает возможности контроля над финансовыми потоками для тех членов ООО, которые не участвуют в оперативном управлении им.

    Например, если один из участников «ЛТД» не только собственник, но и директор, то есть риск, что он не захочет делиться – и информацией о финансовых потоках, и самими потоками – с другими участниками.

    Как же защититься? Если в «ЛТДшке» три участника, то даже с долей 20-30 % можно претендовать на то, чтобы «поставить» своего уполномоченного менеджера на должность, например, заместителя директора или начальника отдела поставок. Если же участников только двое, то с долей в 30 %, как правило, ни на что особо претендовать не приходится. Однако все зависит от того, какую пользу новый участник приносит компании. Если он, в частности, контролирует клиентскую базу, то понятно, что с его мнением и интересами придется считаться. Все строится на шатких договоренностях: в ОАО самые крупные акционеры обычно собираются и решают, кого и куда они «ставят». Допустим, если ты хочешь контролировать сбыт, то можно договориться, чтобы начальником отдела сбыта был твой человек, рассказывают юристы.

    Они же рекомендуют, что даже в том случае, когда доля покупается в бизнесе близких друзей, необходимо подписывать документы, в которых будут оговорены все детали. В этих документах должен быть четко описан порядок предоставления информации и перечень ее типов.
    скачать dle 11.3




    Категория: Другие статьи о бизнесе, деньгах и заработке | Добавил: alis | Теги: заработок Просмотров: 91 |

    Всего комментариев
    : 1">1
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация ]